суббота, 4 октября 2014 г.

о работе на Введенском кладбище в Москве

Привет мои хорошие!
Я сегодня заболела ,поэтому работу прогуливаю ..за много-много дней ,всего-то месяц)),я впервые осталась дома одна ,-это так классно!! как в детстве почти,когда приходишь из школы ,дома никого ,и можно врубить музыку погромче и заняться своими делами )) вот и я решила написать уже давно задуманный пост о том ,что происходит сейчас в моей жизни. А происходит то,что у меня опять работа! )Да непростая ,а на одном из старейших кладбищ Москвы,в центре города -как музей скульптур и монументов под открытым небом,-на Введенском . 
 Из Викепедии   :"Кладбище основано в 1771 году в период эпидемии чумы. Название получило по Введенским горам (Лефортовскому холму) — возвышенной местности на левом берегу Яузы. С северной стороны Введенские горы были ограничены долиной реки Хапиловки, при впадении которой в Яузу располагалось село Семёновское. На юге протекал Лефортовский ручей (Синичка), при впадении которого в Яузу находилось село Введенское. В 1771 году на правом берегу Синички было открыто Немецкое кладбище, ныне называемое Введенским. Кладбище обнесено кирпичной стеной XIX в. Юго-западные ворота возведены в 1870-е годы по проекту архитектора А. А. Мейнгарда. Изначально на кладбище хоронили лютеран и католиков, за что и называли его Немецким, или Иноверческим." 
А ваша покорная слуга,то есть я ,занимаюсь там реставрацией памятников ,наиболее ценных ,старинных и известных .Случайно я попала на эти галеры,хотела мужа устроить ,но в итоге работаем вместе,он у меня занимался когда-то скульптурой ,и даже принимал участие в воссоздании лепнины в храме Христа Спасителя.А я просто по своим академическим и училищным годам знакома со скульптурным делом . Некоторым памятникам ,которые мы восстанавливаем?- более 100 лет.


Несмотря на явно немецкий подтекст ,на этом кладбище много Православных захоронений ,похоронено много известных людей -музыкантов,архитекторов ,писателей и художников ,в том числе  известные русские художники: братья Виктор Михайлович и Апполинарий Михайлович Васнецовы.

За Васнецовым -могила писателя Михаила Пришвина-с потрясающей птицей Сирин на памятнике-работа скульптора Конёнкова

 а здесь и я попала в кадр -за спиной птицы Сирин


Как раз сейчас рядом с ними реставрируем памятник-усыпальницу семьи Третьяковых-Рекк

 Фигура Христа из белого мрамора именуется никак не иначе ,как "Белый Христос" и много легенд связывают с этой статуей

из легенд о Белом Христосе -" скульптура Христа была сделана  известным скульптором Надеждой Васильевной Крандиевской, которая  работала с Верой Мухиной. Величественная черная стена с философской надписью вдохновила Н.В.Крандиевскую. Для головы скульптуры был приобретен каррарский мрамор, а блок белого отечественного мрамора пошел на фигуру. В книге моей двоюродной сестры, художницы Натальи Петровны Навашиной (Файдыш-Крандиевской) “Облик времени. Автомонография” , описано это событие в первый послевоенный год:

- Вот и праздник открытия памятника: под лучами майского яркого солнца, когда зелень еще только распустилась, свежесть и яркость удивляет своей чистотой. Птицы поют так громко, радостно предвкушая лето, как бы сообщая всем о приходе тепла, света и радости. Александр Михайлович начал службу и освящение памятника. Мы замерли. Не сон ли это? Хор монашек звонко запел и их пение перекликалось с птичьими трелями.

Потом этот памятник стал местом паломничества. Люди сливали воду с руки Спасителя, как это советовала сделать Верочке Матрона у другого Христа. В хрущевские времена памятник был сброшен, откололась часть носа и золотой венок. "- из воспоминаний  Турманина В.И
Так вот ,представьте,что именно мы-я и мой муж, восстановили эту статую,и часть носа и все остальные утраты !!-вот как получилось




А это захоронение семейства Бодело ,но у нас ,среди коллег рестовраторов его ласково называют Бадло))
семья порфюмеров- поэтому девушка изображена вдыхающей аромат



 темный бронзовый бюст пожилого бородатого мужчины – это известный виолончелист, дирижер, композитор Карл Юльевич Давыдов (1838-1889)."- это следующий объект нашей реставрации


Одна из самых почитаемых на Введенском некрополя белая часовня мукомольных промышленников Эрленгеров.

 Люди, приходящие сюда поставить свечу и помолиться, оставляют записки с просьбами и обращениями к Господу. Объяснить, почему эта часовня стала считаться православной, никто не может. Внутри часовни по эскизам Петрова – Водкина создано уникальное панно с изображением Иисуса Христа Сеятеля.  

Ведь о ней было известно только узкому кругу специалистов. Единственный эскиз на бумаге хранится в частной коллекции в Петербурге и не был доступен широкому кругу. Заказ художник получил от архитектора Шехтеля. Редкий сюжет мозаики архитектором был выбран неслучайно, он иллюстрирует Притчу о сеятеле, рассказанную Христом на берегу Галилейского озера. В ней намек на занятие Эрлангеров - хлебных торговцев и мукомолов. И в эскизе Петрова-Водкина сеятель сам Христос.
На мозаичном панно в часовне Христос изображен в полный рост в ярких цветных одеждах на фоне темно-зеленого пейзажа и голубых небес. 
Мне кажется, что я еще не встречала такое необычное изображение Христа.

Неподалеку  наши коллеги реставрируют

 скульптурную композицию семьи Плау с милой женской скульптурой у двери в иной мир

Надгробие Георгия Лиона, 1853-1909 и А.И.Рожновой, 1849-1912, (скульптор Замараев Г.Т., архитекторы - Антуан и Пьерт Росси).  сейчас реставрируем
 Могила оформлена в виде открытой каменной площадки, охваченной полукруглой черной колоннадой. Цветная мозаика по мотивам картины Бёклина "Остров мертвых" тоже исполнена мастерской Фроловых.   

 По некоторым данным, в 1900-х г.г. владелец заплатил за уборку этого участка администрации кладбища на 100 лет вперед.



Много необычных памятников: Фигуры грустных ангелов во весь рост с опущенными крыльями, скорбные женские фигуры, сидящие и стоящие у могильных плит






Интересная работа ,созвучна этой осени))
Обнимаю)

44 комментария:

  1. Ничего себе работа!!!!! Иришка, да это же целая экскурсия!!!!!! Спасибо тебе!!!!!
    Какая ты молодец!!!!! Столько истории вокруг!!!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Тонюшка,ты мой верный читатель!)))я ,честно говоря подумала ,вряд ли кому-то это будет интересно,но для истории ,чтобы самой не забыть решила все-таки запостить,рада ,что тебе тоже интересно! приезжай,проведу тебя по самым красивым местам!)) Это ж почти в центре,Бауманская,Семеновская рядом) Мне так и хотелось преподнести ,как экскурсию,чтоб с историческими справками,минимальными хотя бы)) Спасибо ,дорогая ,что заглядываешь,не забываешь!*)

      Удалить
  2. вот это да!! необычная работа... экскурсия удивительная! бездивжные прекрасные памятники...
    очень красиво!! работа трудная но тоже красивая!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Наташа! Да ,кто-то ведь должен поддерживать в надлежащем виде всю эту красоту!))Почему бы не мы!)) а памятники действительно прекрасны и еще в обрамлении золотых осенних деревьев !! настраивает на философский лад))

      Удалить
  3. Ирина, пересмотрела дважды!!!! Очень интересно!!! Добрая и интересная профессия у тебя и твоего мужа!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила благодарю! всегда рада поведать о неизвестных и интересных местах,а это место не только необычное,все-таки в Православной Москве Лютеранское кладбище,-оно еще и очень загадочное и хранит множество тайн и легенд,как впрочем многие старейшие места Москвы))ну ,по мере сил и любознательности ,приоткрываю завесу)) и продолжение следует,наша реставрация еще не завершена)

      Удалить
  4. Ох, сколько мы ещё не знаем и не видели.......................
    Прочитала, посмотрела, умиляюсь.......................
    Ириша, сил вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташенька ,рада тебя видеть-спасибо дорогая! Да-аа,о сколько нам открытий чудных..))Никогда не знаешь,куда тебя в следующий миг закинет жизнь ,меня-то точно!))-так вот оказалась на кладбище))Но интересно и величественно как-то !! Мне это кладбище местами напоминает старые кладбища во Франции,там тоже много надгробий с плачущими женскими фигурами ,с реалистично развевающимися складками и волосами или ангелами со скорбно опущенными глазами ..все это похоже на музей застывших фигур,как будто время остановилось ,мгновение замерло ,но люди могут очнуться в любой момент начнут свое движение...
      Спасибо ,сил нам надо и здоровья! все ж таки под открытым небом работаем ,а уже далеко не лето ..)

      Удалить
  5. Ира-а!!!Спасибо тебе...за твои руки,которые сохраняют историю,за твое умение все рассказать и передать,так бережно,проникновенно.С удовольствием прогулялась с тобой...Спасибо интернету,что может передать твои слова.Может повторяюсь,но делаешь благое дело,сохраняешь все для потомков,не зря Бог наградил талантом.Я думаю ты счастлива в своей работе если все так нам рассказываешь,и это самое большое вознаграждение,делать то.что нравится.Сил и здоровья тебе и твоей семье!!!Я за тебя безмерно рада)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Леночка ,спасибо ,дружочек мой!! Так здорово и радостно от твоей поддержки! ))) Хорошо,что не зря писала и делилась своими впечатлениями! )) что находит информация отклик в душах,это прекрасно! Да,действительно,люблю свою работу во всех ее проявлениях)) обожаю создавать и поддерживать красоту и гармонию вокруг,а красота-она в глазах смотрящего,в таких ,как твои ,Лен,спасибо тебе ,что так тонко чувствуешь и все принимаешь!! Ты редкий,уникальный человечек,очень рада ,что знакома с тобой!))

      Удалить
  6. Привет-т! Всё же хорошо когда есть вести друг от друга*)) очень интересно было с тобой погулять, заманчиво всё это... скульптуры, люди, атмосфера ...ты!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катюшка !!! )))Рада тебе!! Да-аа,хоть и не скрапим ,но ,Слава Богу,не пропадаем! Здорово ,что тебе понравилось! я сначала думала ,что люди мрачно воспримут все-таки кладбище и работа-как-то это все...страш-ш но)) Но ,я рада,что адекватно все воспринимают)) Дорогая ,ты держись-недолго уж осталось -пусть все пройдет легко и малыш родится в свой срок!))

      Удалить
  7. Потрясающе!!!!
    Хочу это увидеть !

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светочка спасибо!! увидеть это просто,можно приехать, в любой день кладбище открыто,я только в суб. воскр. не работаю,но муж мой работает каждый день-скоро сдача объектов,а работы еще много,погода портится ,многое надо успеть..Если соберешься ,пиши на почту irin1978@list.ru ,встречу,проведу,расскажу))

      Удалить
  8. ОООООООООО!!!Ириша, это что-то!!!! Спасибо тебе за такие фото, за интересные исторические факты. С огромным удовольствием прочла и посмотрела. Успехов вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Танюша !!! я теюе очень рада!!)спасибо!! надеюсь ,ты когда-нибудь приедешь в Москву и мы сможем погулять по этим историческим местам!)))

      Удалить
  9. Привет ! Спасибо тебе. так интересно ! Я была на таком кладбище во Львове.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анечка , спасибо тебе ,что не забываешь,заглядываешь в гости -всегда рада тебе!!))

      Удалить
  10. Ириша, привет, дорогая! Какая у тебя интересная и очень нужная работа!!!! Очень давно, когда ещё училась в Бауманском универе, на это кладбище частенько заходила. Было даже немного жутко проходить по тенистым аллеям, разглядывая надгробия, статуи.... Зато столько впечатлений!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Привет Любашенька!!!)) Ну ,ты-то меня понимаешь ,раз бывала там ,ну как такую красоту не показать ,не поделиться?!)) Твой парк в Измайлово тоже -мечта поэта ,в моем случае художника))-так хотела я тот прудик с деревьями -брокколи написать на фоне пламенеющей осени!! Эхххх,не в этом году видимо))

      Удалить
    2. Ирочка, впереди у нас - целая жизнь!!!!

      Удалить
    3. Да ,конечно ,Любушка,но где ,как не на кладбище становится очевидным ,как хрупка и тонка эта нить...как легко и внезапно может оборваться ..и от этого хочется жить как можно более полной ,насыщенной жизнью,успевать как можно больше ,давать больше окружающим радости ,положительных эмоций и красоты!)))

      Удалить
  11. Ирааа!!!!! Как интереснооо!!!!! Ты прикасаешься к ИСТОРИИ, к ВЕКАМ!!!!! И продолжаешь жизнь историческим памятникам ещё на годы, а то и на века!!!! Какая интересная экскурсия!!!!!! Меня впечатлила белая женская фигура в скульптурной композиции семьи Плау. Женская фигура, как живая! Складки одежды кажутся настолько настоящими, что кажется, будто, женщина сейчас шевельнётся и ткань зашуршит!!!!!! Ириш, очень интересный пост!!!! Вобще-то, такую информацию читать где-то в инете. или журналах несколько скучно, но когда ЗНАЕШЬ человека, который об этом рассказывает, и трудится здесь- очень заинтересовывает и впечатляет! А благодаря скрапу, я вобще полюбила старину, начала ценить историю старинных вещей, а также течение и следы времени... Спасибо, Ириш! А Иисуса вы очень классно отреставрировали! Без носа даже лицо другое совсем! Как два разных лица!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тось спасибо!))я прям до слез растрогалась ,правда ,что так все девочки ,мои дорогие прониклись ...я ,серьезно,думала ,что это неинтересно будет никому,здесь ведь про скрап обычно привыкли девчули общаться ,а тут скульптуры,памятники,надгробья,кладбище...Но поделиться очень хотелось,потому что ,это ведь тоже часть нашего бытия и это история и я и сама счастлива ,что причастна теперь к сохранению и восстановлению многих скульптур)) Да ,эту женскую фигуру мы уже практически отреставрировали ,в следующем посте обязательно все покажу поближе)) Она и в правду очень живая ,наверное это мрамор-очень красивый живой материал,он местами прозрачный ,а иногда там жилки и трещинки внутри-такой камень красивый! ну и работа скульпторов ,без сомнения ,там работали настоящие мастера!)) Спасибо ,дорогая моя,очень я рада ,что ты находишь столько позитивных моментов в нашей работе)) Да,Иисусу нос идет)) он как-то строже стал,взгляд весомей,весь облик более цельный и законченный!))

      Удалить
    2. ))))))))))))))Да, нос ему идёт однозначно))) Молодцы!

      Удалить
    3. Выздоравливай скорей!

      Удалить
  12. Ириша, как здорово! Как интересно! Экскурсия по старинным шедеврам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Ириша! )))Рада ,что понравился мой рассказ!))

      Удалить
  13. оооо с картинками твой рассказ еще интереснее )) даже жаль немного, что сейчас уже нет этой традиции склепов семейных и такого оформления захоронений, хотя вряд ли мы бы ходили туда как в музей ))
    жизнь все таки непредсказуемая штука, какие иной раз странные вещи может нам подкидывать ))
    давай уже встречаться снова!
    еще хотела тебя спросить - а что у тебя за пудра ждля эмбоссинга белая?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Привет Надик!))
      На этом кладбище эти традиции семейных склепов поддерживаются и по сей день)) Хоть внешне это облик кладбища не меняет,видимо в одну могилу несколько поколений хоронят...
      Это точно,жизнь -вообще не предугадаешь,и не просчитаешь ,всегда она чего-нибудь эдакое завернет)))особенно в нашей профессии свободных художников!)
      Давай встречаться в следующую субботу можно,сегодня было так тепло ,и мы рискнули взять с собой на работу Никитку,с ним конечно много возни было ,но в целом -все удачно ! поработали и с дитём погуляли)))
      Пудра Tsukineko #04 White ,мне она очень нравится!! жаль ,почти на исходе((

      Удалить
  14. Ирочка, очень интересный пост! Необыкновенно тонкая, бережная работа, с которой вам надлежало справиться! Скульптуры прекрасны!.. Да, кладбище несет особую энергетику... ты права, в месте, где царит вечный покой, острее и глубже воспринимается хрупкость и скоротечность жизни, надо чаще задумываться о том, КАК мы ее проживаем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Леночка ,спасибо тебе ,дорогая! )) Да,именно об этом я думала -как мы проживаем жизнь!, не зря видно меня на кладбище занесло))Пришло время задуматься!))я раньше боялась кладбищ и избегала там находиться ,но это мне полюбилось даже ,такая там атмосфера , эти старинные надгробия ,безмолвные скульптуры ,уносящиеся ввысь вековые деревья...Особое место!..

      Удалить
  15. Ирина я восхищена твоей работой! преклоняюсь перед реставраторами-которые восстанавливают нашу историю! Спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса, спасибо!! Рада ,что пост о моей работе так по душе пришелся!))

      Удалить
  16. Луиза Рудольфовна23.04.2016, 21:50

    Ирина! Ваша работа прекрасна! С радостью увидела, что Вы реставрировали надгробье семьи фон Рекк. Там захоронен мой любимый учитель Пётр Михайлович Третьяков. Я и мои подруги (а нам всем уже за 80) приходим к нему на поклон.Память о нём и благодарность ему живёт в нас всю жизнь. Мы закончили школу в 1953 году.В мае мы снова собираемся посетить кладбище. Примите нашу благодарность. Хотелось бы знать, по чьей инициативе и -простите за прозу- на чьи средства реставрировали памятник.Буду рада, если Вы ответите Всего доброго Вам и Вашему мужу. Луиза Рудольфовна

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дорогая Луиза Рудольфовна!!Спасибо Вам за столь теплый отзыв о проделанной нами работе!! Это невероятно приятно ,когда понимаешь ,насколько ценная для людей наша работа!)) Повезло вашему учителю с ученицами и вам с ним конечно!! ))
      Отвечаю на вопросы : средства выделены из городской казны -то есть реставрационные работы полностью оплачены из гос. бюджета! Чья инициатива точно не скажу ..Нас пригласили ,как специалистов ,за очень скромные деньги ,хотя бюджет был выделен очень приличный!

      Удалить
    2. Луиза Рудольфовна24.04.2016, 20:37

      Большое спасибо Вам за отклик.К великому сожалению, я и мои дузья не принадлежим к таким людям, которые могут компенсировать затраты Вашего труда. Разве что нашими искренними словами благодарности.Жаль, что и на святом деле "наваривают" недобросовестные люди. Ну, да чёрт с ними.И их время пройдёт. А Вам ещё раз большое спасибо. Л.Р.

      Удалить
  17. Луиза Рудольфовна15.05.2016, 17:39

    Ирина! Это снова Луиза Рудолфовна. У меня к Вам предложение, если оно покажется Вам интересным. В этом году исполняется 60 лет со дня смерти Петра Михайловича Третьякова, чьё надгробье Вы реставрировали. Мы, его ученики, собираемся в мае ( день пока не назначен)собраться на кладбище. Если у Вас есть знакомые молодые журналисты, которым это покажется интересным, можно сделать красивый сюжет. Связаться со мной можно по E-mail:terafim@verizononline.net или yyterafim@yahoo.com Заранее благодарю за любой ответ Л.Р.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дорогая Луиза Рудольфовна!! ))Спасибо вам большое за теплый отзыв,так приятно ,когда видишь реальных людей ,кому не безразличен наш труд!)) По-поводу предложения -очень интересное!! Надо подумать ,куда обратиться..Знакомых молодых журналистов ,к сожалению у меня нет, но возможно канал Культура или наподобие ,развивающие каналы заинтересуются -попробую обратиться к ним! Я Вам обязательно напишу о результатах переговоров!Спасибо!

      Удалить
    2. Луиза Рудольфовна16.05.2016, 15:58

      Ирина! В журнале " Литература" Издательского дома "1 Сентября"((www.1september.ru) №23 за 2010 год стр 42 есть написанный мной очерк "Учитель словесности" Можно связаться с Главным редактором Сергеем Волковым 499 -249 -27-18 и сослаться на меня Он , возможно, меня вспомнит.Человек он необыкновенно приятный -интеллектуал и умница. Предложите ему наш проект. Я сейчас нахожусь не в Москве. Прилечу 21 мая и буду по тел. 499-907-55-40 Можно также звонить по тл.495-466-01-13 Диане Александровне-тоже наша одноклассница.Можно ещё попробовать заинтересовать Московский канал телевидения.Должно получиться Вего доброго.

      Удалить
  18. Анонимный17.05.2016, 00:06

    Дорогая Ирина! Репортаж замечательный. Может, Вы знаете, кто автор надгробий на могиле В.М. Васнецова и членов его семьи? Заранее спасибо, Людмила

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила ,спасибо огромное!! Рада ,что написали отзыв,знаю теперь ,что не зря писала пост не о творческих свершениях ,а о своей работе)) ЗдОрово ,что эта тема востребована и интересна! К сожалению ,автора конкретного надгробия Васнецова не знаю,но предполагаю , что рисунок витязя на распутье взят из иллюстраций Билибина , по крайней мере на его основе переработан...

      Удалить
    2. Анонимный17.05.2016, 19:41

      Спасибо Вам за ответ, буду искать. Сегодя гуляли с подругой по Введенскму кладбищу, теперь показывала ваши работы.

      Удалить
    3. Анонимный17.05.2023, 15:10

      !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

      Удалить